Неисправность техники, превышение допустимых норм нагрузки, нарушение техники эксплуатации, отказ работы узлов, разрушение механизмов или несвоевременное обслуживание с одной стороны и невыполнение норм и требований закона и или отсутствие контроля за соблюдением правил по охране труда с другой – все эти опасные нарушения приводят к возникновению аварийных ситуаций, порче имущества, финансовым потерям и травматизму рабочего персонала.
Строительство всегда сопряжено с повышенным риском возникновения чрезвычайных происшествий по причине работы с крупногабаритными и тяжеловесными конструкциями и эксплуатации различных видов спецтехники, самой опасной из которых является автомобильный кран, непосредственно осуществляющий перемещение тяжелых грузов на площадке объекта.
Общая информация
Автокран – это один из самых популярных видов спецтехники, без которого невозможно проведение погрузочно-разгрузочных работ на объекте. Высокие показатели грузоподъемности и производительности данной машины, способные оптимизировать рабочий процесс, получили распространение во всех областях деятельности от частного строительства до тяжелой промышленности и горнодобывающей отрасли, что послужило причиной строгой регламентации норм его безопасной эксплуатации, которые контролируются следующими документами:
- «Правила устройства и безопасной эксплуатации автокранов», утвержденные действующим законодательством страны;
- Государственные стандарты;
- Межведомственные правила для предприятий различных сфер;
- Ведомственные нормы компаний.
За организацию безопасной эксплуатации автомобильного крана внутри фирмы отвечает отдельное должностное лицо, в обязанности которого входит поддержание работоспособности крана, проверка грузозахватных приспособлений, а также производство работ с соблюдением всех установленных норм и требований.
Причины аварий
Опасные ситуации на стройплощадке во время работе с автокраном являются следствием несоблюдения правил безопасного использования техники или нарушения сроков эксплуатации отдельных её узлов и элементов. В результате данных неосторожных действий случаются аварии разных масштабов, среди причин возникновения которых можно отметить следующие:
- Неустойчивая постановка крана;
- Неправильная позиция относительно объекта;
- Подъем груза, характеристики которого превышают возможности техники;
- Использование кранов после окончания нормативного срока их службы;
- Низкое качество изготовления техники;
- Плохо проведенный ремонт;
- Нарушение работы упорной системы;
- Неисправность механизмов управления;
- Несоблюдение норм строповки объекта;
- Изношенность грузозахватных приспособлений;
- Расположение рабочего персонала в запрещенной зоне;
- Низкая квалификация оператора или стропальщика;
- Проведение мероприятий вблизи линий электропередач;
- Обрыв каната;
- Воздействие климатических условий (ветер, снегопад и т.д);
- Эксплуатация крана под нагрузкой при наклонном положении канатов;
- Нарушение норм технологической карты при складировании или перемещении груза.
Помимо производственных факторов причиной аварий на стройплощадке при работе с автокраном может стать несоответствующая организация данного процесса со стороны руководящего состава. При этом риск появления опасных ситуаций повышается при наличии следующих нарушений:
- Неудовлетворительное качество контроля требований безопасности;
- Несоответствие квалификации и должного опыта у сотрудников;
- Износ техники и её несвоевременное обслуживание;
- Отсутствие специалиста по производственной безопасности на объекте.
Помимо этого, в целях профилактики аварийных ситуаций, сотрудники организаций должны быть в полной мере проинструктированы о правилах безопасности при эксплуатации автомобильного крана и своевременно проходить плановые инструктажи.
Требования
Управление автомобильным краном разрешено лицам, достигшим 18 лет, не имеющим соответствующих медицинских противопоказаний и только после прохождения обучения по данной дисциплине и успешной аттестации. При этом персонал, непосредственно задействованный в работе или обслуживании автомобильного крана, для минимизации травматизма на объекте, должен соблюдать следующие требования:
- Кадровые сотрудники:
- Обязательные действия перед началом работы:
- Проверить исправность тормозной системы, состояния канатов, крюка и его крепления, аутригеров, системы гидропривода и других механических узлов и агрегатов техники, отвечающих за погрузочно-разгрузочные работы;
- Проверить состояние шасси машины (уровень масла, охлаждающей жидкости и топлива, крепление колес и т.д.);
- После запуска двигателя прогреть технику до 70-80 градусов, контролируя при этом показатели приборной панели;
- Проверить грузозахватные элементы на соответствие заявленному характеру работ, а также актуальность их последней даты испытания;
- Все рабий механизмы автокрана следует предварительно проверить на работоспособность на холостом ходу;
- Изучить план предстоящих мероприятий и технологическую карту объекта;
- Проверить состояний рабочей площадки и окружающей местности и определить допустимость проведения операций в данных условиях;
- При возникновении неисправностей или любого рода несоответствий требованиям безопасной работы техники следует сообщить о них специалисту.
- В процессе эксплуатации:
- Все действия производить в соответствии с действующими нормами и правилами эксплуатации техники;
- Каждый раз сигнализировать о начале и окончании работ;
- Исключить возможность проникновения в опасную зону посторонних лиц;
- Занять позицию крана согласно проекту;
- Внимательно наблюдать за состоянием крана и его составных частей в процессе эксплуатации;
- По завершении работ:
- Перевести клюк и стрелу в безопасное положение;
- Поставить автокран на место стоянки;
- Сообщить о неполадках и неисправностях техники следующему оператору;
- Руководящий состав:
- Предоставить исправную технику, соответствующую текущим характеристикам груза и габаритам стройплощадки, а также климатическим условиям проведения погрузочно-разгрузочных работ;
- Обеспечить безопасные условия для эксплуатации тяжелой техники;
- Получить соответствующие разрешения при работе вблизи ЛЭП;
- Составить технологическую карту объекта и проект организации строительства.
Аттестованный оператор крана при этом должен иметь удостоверение, подтверждающее его квалификацию и разрешение на управление автомобильным краном определенной конструкции; документ выдается в специальных учебных учреждениях после прохождения соответствующих курсов.
Меры безопасности
Подготовительные мероприятия являются важным этапом обеспечения безопасной эксплуатации автомобильного крана, тем не менее в данном случае следует обратить особое внимание на сам процесс погрузочно-разгрузочных мероприятий и при его осуществлении соблюдать следующие меры безопасности:
- Эксплуатация неисправной техники запрещена;
- Строповку и крепление груза могут проводить только лица с соответствующим допуском;
- Перед выполнением операции следует установить кран на твердую и ровную опору и задействовать аутригеры, проверить надежность их фиксации;
- В качестве элементов упора аутригеров использовать только специальные приспособления;
- Приступать к выполнению операции только после получения сигнал готовности от стропальщика;
- Нельзя перемещение груза при неисправности его крепежных элементов;
- Не допускается подъем груза, масса которого превышает грузоподъёмность крана;
- Не поднимать стрелу выше допущенной высоты вылета;
- Располагать крюк нужно непосредственно над грузом без перекосов;
- Проводить груза на 500 мм выше объектов, расположенных на площадке;
- Сыпучие и мелкоштучные материалы транспортировать только в специальной таре;
- Не перемещать примерзший, засыпанный груз или объекты неизвестной массы;
- Производить опускание и складирование груза только в специально отведенных для этого местах;
- Запрещено производить резкое торможение стрелы при перемещении груза;
- Во время проведения строительных работ запрещается находиться в кабине автомобиля;
- При подъеме груза предельно допустимого веса следует зафиксировать его на высоте 200 мм в течение 5 минут, чтобы убедиться в надежности маневра;
- Опускание крюка ниже уровня расположения крана допускается только при наличии на его барабане не менее 1,5 витка грузового каната;
- В случае спутывания канатов крана работы прекращаются;
- На расстоянии от 1 метра от поворотной части крана не должно быть никаких предметов, мешающих движению;
- Следует исключить наклон грузовых канатов при подъеме груза;
- Крановщик должен иметь достаточный обзор для выполнения соответствующего маневра;
- Проводить работы во время сильного ветра, дождя, грозы или других природных катаклизмов запрещено;
- Перемещение груза волоком допускается только при использовании направляющих блоков;
- Работы в непосредственной близости от ЛЭП требуют специального разрешения.
При работе с автомобильным краном его оператор должен соблюдать все меры безопасности и проводить все операции в соответствии с технологической картой объекта и его проектом организации строительства; помимо этого любому сотруднику следует также руководствоваться собственным здравым смыслом и не выполнять команды стропальщика, которые заведомо могут привести к аварийной ситуации.
Что делать при аварии?
Существует множество причин возникновения опасных ситуаций и не все из них можно предотвратить путем соблюдения требований безопасности: часто в работу тяжелой техники вмешиваются различные природные явления – сильные порывы ветра, пожары, грозы, дожди и т.д. Независимо от характера аварии, при её возникновении нужно выполнить следующие действия:
- Прекратить выполнение операции (поставить груз на площадку);
- Подать соответствующий сигнал окружающим;
- Отвести стрелу крана от опасных объектов;
- Вызвать к месту аварии соответствующие службы;
- Принять меры по оказанию первой помощи пострадавшим.
В случае возникновения пожароопасной ситуации следует приступить к его самостоятельному устранению причины возгорания подручными средствами или предотвратить возможность дальнейшего распространения огня; при аварии на линиях электропередач нужно произвести его обесточивание в короткие сроки.
Меры предотвращения
Автомобильные краны, несмотря на строгий контроль безопасности его эксплуатации и наличие подробных инструкций, является травмоопасным типом строительной техники, из-за которой, согласно статистике, происходить 36% аварий на объектах. Невозможно гарантировать полное отсутствие аварий при проведении строительных работ, тем не менее можно достигнуть минимизации рисков её возникновения при выполнении следующих пунктов:
- Содержание техники в исправном состоянии;
- Проведение работ только квалифицированным персоналом;
- Обеспечение надлежащих условий для эксплуатации техники со стороны руководящих органов;
- Соблюдение всех норм и требований безопасности.
Качество работ, высокая оперативность их выполнения, а также прибыль предприятия и личный доход сотрудника являются ключевыми факторами при выполнении строительных работ до момента возникновения аварийной ситуации: тогда в первую очередь следует обезопасить себя и окружающих от её последствий и оказать помощь пострадавшим.